Кризис трёх лет

Как правило к трём годам у малыша заканчивается этап «слияния» с матерью, и у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение.

 

Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребёнка — называется кризисом трёх лет

ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА

  • НЕГАТИВИЗМ 

Ребёнок категорически отказывается делать то, о чём его просят, или делает всё наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу определённого взрослого.

  • УПРЯМСТВО И СТРОПТИВОСТЬ

Ребёнок категорично и упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений.  Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие. 

  • СВОЕВОЛИЕ

Ребёнок хочет делать всё сам, стремится к самостоятельности, к которой часто ещё не готов. Это стремление часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

  • ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

  • ПРОТЕСТ-БУНТ и ДЕСПОТИЗМ

Проявляются в частых ссорах с родителями. Ребёнок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения в нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса , яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребёнка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявляет самостоятельность. 

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается в четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ

И КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

БЛАГОПОЛУЧНО ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА?

Вызывающее поведение ребёнка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребёнку нужна твёрдость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

  • Прежде всего, не считайте ребёнка «избалованным», «испорченным» («Кто же из него вырастет, если он уже сейчас такой?!»), помните о том, что это естественный этап его развития.

 

  • Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса; Упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества; Капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; Эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и т.п., вам будет легче принять происходящие в ребёнке изменения.

 

  • Продумайте стратегию поведения по отношению к ребёнку: когда и на чём настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красый цвет — строгий запрет, жёлтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зелёный — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 — жёсткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдёте на уступки без внутреннего сопротивления.

 

  • Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.

 

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Особенно пик упрямства приходится на возраст 2,5 — 3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. в кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.

 

  • Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

 

  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат.

 

  • Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!» Ребёнку только этого и нужно.

 

  • Постарайтесь переключить внимание ребёнка, например, «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребёнка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение.

 

  • Переключение сработает быстрее, если ребёнок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в «Наоборот»: я тебе скажу — не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».

 

  • Искусству ладить с ребёнком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор. Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребёнка. Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приёмами и помогите своему ребёнку благополучно пройти через этот период. 
Обновлено: 03.02.2021 — 16:42

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

test.moi-d-sad © 2018