Кризис семи лет.

Возраст 6 — 7 лет — очередной критический период в жизни ребёнка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребёнка.

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребёнка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет.

Если вашему ребенку вдруг надоел детский сад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает , что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.

Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми — в результате с ними бывает трудно справиться. С психологической точки зрения это закономерный, необходимый этап в развитии ребёнка: он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в пререкания и споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. Такие проявления — нормальное явление, и вам следует иметь это в виду.

 

Симптомы кризиса:

 

Ребёнок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживанием и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если раньше малыш кидался в свои дела не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, «что будет, если…», и заранее оценивать последствия своих поступков.

 

Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребёнок уже способен сознательно управлять своим поведением, может осваивать правила.

 

Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование «внутренней позиции школьника». Внешне это проявляется в том, что ребёнку уже делать то, что он делал раньше, появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, выбиваются из режима детского сада, тяготятся обществом младших дошкольников. Возникает потребность в приобретении новых знаний и умений.

 

Ребёнок начинает обобщать, осмысливать свои переживания. Соответственно меняется его поведение. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребёнка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы о том, «какой я?», «как ко мне относятся?», а это влияет на отношение ребёнка к самому себе и к делу, которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что то новое.

 

Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в шесть лет детям свойственно безусловно положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.

 

Происходит изменение отношений со взрослыми — дети хотят большей самостоятельности, соответственно могут не выполнять привычные требования, но хорошо делать что-то по собственной инициативе. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому.

 

Поведение ребёнка нередко характеризуется изменчивостью. Могут наблюдаться споры, непослушание, капризы, упрямство, острая реакция на критику. Негативные проявления обычно наблюдаются в привычных условиях, в новых же для ребёнка ситуациях они не встречаются.

 

Формируется готовность к изменениям, к переходу на новый этап, поведение ребёнка перестраивается.

 

Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребёнка. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали «повзрослеть», подражая нашему поведению, играя во взрослых, но… пришли к выводу, что для взрослости чего-то явно не хватает. Хотя чего именно, они пока не знают…

Ясно, что по старому дети жить уже не хотят, то, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов.

Как только на смену игровой мотивации приходит познавательная , начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили происходящие перемены и смогли вовремя перемены и смогли перестроить свои отношения с ребёнком.

 

Что можете сделать вы как его родители?

 

          Для родителей критический период развития ребёнка часто оказывается кризисом собственной системы воспитания, поскольку они, как правило, пытаются сохранить старые формы взаимодействия. которые уже неэффективны. Если удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, выстроить «понимающие» отношения, то кризис разрешается. Поэтому родителям желательно обладать необходимыми знаниями о природе изменений в критический период и быть готовыми не только действовать, но и анализировать собственные действия.

 

В этот период ребёнок нуждается в обратной связи, в ответственной реакции на своё поведение. Ему надо увидеть себя в новом качестве взрослого, поэтому он ожидает от вас реакции на своё новое поведение.

 

В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: безусловный запрет и полное попустительство. В первом случае ребёнок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Пресечение действий ребёнка не только нерезультативно, но и вредно. Чему бы не учился ребёнок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда в дальнейшей жизни он будет вести себя уверено и адекватно, сможет непринуждённо и эффективно использовать свои навыки и интеллект. Однако в жизни каждого ребёнка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

 

В критический период в связи с выходом ребёнка на новый уровень развития вам следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребёнку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему. Позволяйте ребёнку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий / или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

 

Предоставляйте ребёнку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности. Расширение сферы интересов ребёнка нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребёнка к миру людей и вещей, давая ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии).

 

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребёнку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания, это даёт ему возможность воссоздать действия в словах, не проигрывая их в реальности. Конструктивный диалог с ребёнком, предоставление ему возможности высказать своё мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребёнка. При негативизме следует спокойно и твёрдо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребёнку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».

 

Предоставляйте ребёнку возможность позаботиться о вас, тогда он вырастет более чутким к нуждам других.

 

Таким образом, как и предыдущие кризисы развития, старайтесь дифференцировать своё поведение, эмоционально поддерживать ребёнка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребёнку найти своё место в изменяющихся условиях жизни.

Дайте подрастающему ребёнку возможность учиться — и ему некогда и незачем станет бороться с вами.

Обновлено: 06.02.2021 — 17:18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

test.moi-d-sad © 2018